Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Центральная библиотечная система г. Сыктывкар

Фольклорный сундучок

Дорогие ребята! В нашем фольклорном сундучке собраны сказки, легенды и предания коми народа. Здесь можно найти и другую занимательную информацию, например, узнать во что играли коми дети, какие костюмы носили, в какие приметы верили  и многое, многое другое. Мы расскажем вам и об увлекательных книгах, написанных для вас коми писателями

СКАЗКИ БАБУШКИ СОЛОМОНИИ

Соломония Пылаева - автор сказок, пьес, стихов для коми детей. Впервые ее сказки были напечатаны в 1984 году в журнале "Войвыв кодзув" ("Северная звезда"), затем - во многих других журналах и газетах под рубрикой "Сказки бабушки Соломонии". Издано пять книг Соломонии Пылаевой: в 1987 году - "Эзысь пöрт" ("Серебряный котел"), в 1994 -"Нерсьысь баля" ("Дразнящийся ягненок"), в 1995 - "Бöбйöдлысь кань Малань" ("Проказница кошка Маланья"), в 2006 - "Нерсьысь баля", в 2009 - "Варов лягей" ("Лягушата-болтушата").


У КОМИ НАРОДА ЕСТЬ И ДРУГИЕ СКАЗКИ, А СОЧИНЯЛ ИХ НАРОД. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С НЕКОТОРЫМИ ИЗ НИХ:

СКАЗ О ПЕРЕ БОГАТЫРЕ

В стародавнее время жил на речке Лупье, что впадает в Каму, невиданный силач по имени Пера. Жил он охотой. Люди уважали Перу-богатыря, любили его.

В то время много леших жило в лесах. Возле одной деревни очень лютый леший завёлся, всем в деревне досаждал, охотиться не давал, скотину воровал.

Что делать? Решили позвать на помощь Перу-богатыря. Рассказали о проделках лешего. Пера рассердился, взял своё оружие, встал на лыжи и пошёл в тот лес, где леший хозяйничал. Начал искать его тропу. К вечеру нашёл, развёл костерок, сел. К ночи пришёл леший огромный, голова выше леса.- Ты что это на мою тропу пришёл, жалкий человек? Может, силой хочешь помериться? Встал Пера во весь свой огромный рост.

- Да, хочу помериться.

Увидел леший, какой перед ним богатырь, и решил хитростью Перу одолеть.

- Давай, - говорит, - сейчас спать ляжем, а утром будем силами мериться.

- Что ж, давай, - соглашается Пера.

Пера затих. Вскоре леший захрапел так, что посыпалась хвоя. Пера положил на своё место толстое бревно и прикрыл своей одеждой, а сам спрятался за могучей сосной. В полночь леший проснулся, встал, взял своё копьё и положил остриё в огонь, а когда оно раскалилось докрасна, схватил копьё, прыгнул через костёр и вонзил копьё в бревно, укрытое одеждой.

Тут вышел Пера из-за сосны, натянул свой тугой лук и пустил стрелу в грудь лешего. Убил злодея.

А в другой раз пришли к Пере гонцы от самого князя. Напала на княжеский город степная орда, бьёт княжеское войско, нет сил устоять. Вражий богатырь ездит в огромном железном колесе, давит княжеских воинов, и некому с тем богатырём сразиться. Приди, мол, Пера-богатырь, встань на защиту нашей земли.

Пера согласился, встал на лыжи и пришёл к полю боя за два дня, видит: идёт сражение - ездит вражий богатырь в огромном железном колесе и давит им людей. Перя схватил колесо двумя руками, приподнял да шмякнул оземь. Ни богатыря, ни колеса не стало. Вражье войско увидело победу нашего богатыря и побежало назад.

Князь пригласил Перу к себе на великий пир и говорит:- Ты врага разбил - проси за службу что хочешь.- Ничего мне не надо, - отвечает Пера. - Одно лишь надо - свободно жить и лесовать в моих родных местах по речке Лупье.

Князь подарил Пере грамоту на владение теми лесами, а ещё подарил шёлковую сеть - куниц ловить.

Вернулся Пера домой и зажил, как прежде, мирно и спокойно.

ЧИТАЕМ И СМОТРИМ. ОДНО ДРУГОМУ НЕ ПОМЕХА


Одним из основных занятий у коми было охотничество и рыболовство. Вот и Пера был охотником.

Чтобы упорядочить охоту на зверей и дичь, у охотников имелся свой охотничий промысловый календарь. Наверное, самым распространенным и узнаваемым коми календарем является круглый металлический промысловый календарь.

kolco2.jpg

Такой календарь указывал коми охотникам, когда и на какого зверя разрешено охотиться.

Строгий запрет на охоту в другое время года соблюдали все коми охотники.

Это сберегало животных от полного исчезновения. Так сохранялось необходимое количество животных, чтобы их численность могла восстановиться к следующему охотничьему сезону.

История этого календаря такова. В 1975 году на берегу Вычегды, в районе села Сторожевск, было найдено местными жителями и передано археологу Климу Королеву бронзовое плоское кольцо. Находка датируется концом первого – началом второго тысячелетия нашей эры.

На кольце, в едином круге, фигурки девяти различных животных. Согласно исследованиям этнографа Николая Конакова в солнечном календаре древних коми год начинался со дня весеннего равноденствия, поэтому 21 марта отмечено особым значком на внешнем ободе кольца-календаря.

Была выявлена продолжительность каждого из девяти периодов-месяцев, обозначенных на календаре с помощью символов животных. Отсчет велся против часовой стрелки с помощью косых насечек – «недель», каждая из которых соответствовала промежутку времени в четверо суток. В основу деления года на периоды («месяцы») положены годичные биологические ритмы промысловых животных.

По мнению специалистов, в выделении этих периодов был заложен особый смысл, доступный лишь ограниченному кругу лиц – жрецам. 

И вот однажды Вöрса-леший решил помешать Пере охотится и раскидал всех зверей с кольца. 

versa.jpg

Помогите Пере, верните зверей на место.

Для того, чтобы выполнить задания сначала пройдите несколько уроков.

Урок 1. 

Постарайтесь запомнить названия животных:

 Белка  Ур 
 Куница  Тулан  
 Медведь  Ош 
 Олень   КÖР  
Горностай СЬÖДБÖЖ
Россомаха Сан   
Лось  ЙÖРА
    Выдра Чув   
    Лиса Руч   

Урок 2. Животные и их символы

Каждое животное имеет свой символ и временные рамки. Запомни их.

 belka.jpg     kunica.jpg      medbed.jpg
Белка  
25.01-21.02
Куница
00.02-21.03
Медведь  
22.03-27.04
 olen.jpg  gornostai.jpg  rosomaxa.jpg
Олень
28.04-02.06
Горностай
03.06-04.07
Росомаха
05.07-09.08
    los.jpg  vidra.jpg  lisa.jpg
Лось
10.08-04.10
Выдра
05.10-19.12
Лиса
20.12-24.01


Урок 3. Порядок расположения животных на календаре. 

Внимательно рассмотри их и запомни. Полученные знания пригодятся тебе при выполнении заданий

lenta.jpg

Урок 4. Традиционная коми изба

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному народу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Внимательно изучите особенности строительства коми избы и ее составные части. Эта информация поможет вам выполнить задания и справиться с проделками Вöрсы. 

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса.

Характерная черта жилища коми - односкатность крыши, крытой тесом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома.

Подведем итог. Коми изба – «керка» происходит от коми слова «кер», то есть «бревно». Для строительства дома выбирали брёвна из сосны, а нижние венцы – из лиственницы.

коми изба.jpg

Изба состояла из 2 частей: зимней и летней (тöвъян да гожъян). Жилую часть избы с улицы связывает крыльцо (кильчö). К задней части избы примыкает хозяйственная часть – сарай (лэбув), где хранили сено, держали скотину. В верхний сарай можно попасть с улицы через взвоз (звöз) – это подъем из длинных брёвен, чтобы завозить сено на лошадях.

Окна (öшиньяс) смотрели на южную сторону и сторону реки, и украшались резными наличниками.

Крышу (керка вевт) покрывали тесом, под крышей – чердак (лöс). На вершине крыши – охлупень (öкулупень), а на них помещали конские головы, птицы – утки, гуси, лебеди и даже оленьи и лосиные рога. Коми люди верили, что это обереги, которые защищают дом от воров, от дурного глаза, несчастий.

В следующий раз, мы с вами разберем внутреннее убранство избы.

Урок 5. Убранство коми избы

Расположение основных элементов во внутреннем убранстве традиционной коми избы было одинаково почти во всех домах.

Самое важное место в коми избе занимала печь (коми – пач), она давала тепло, на ней готовили еду, на ней грелись, сушили грибы и ягоды, вещи, располагалась она в углу у стены с входной дверью. Она занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место», потому что в этом месте хозяйка готовила еду, пекла хлеб, шила, пряла. Возле печки кухонная утварь – горшки (коми – гырнич), чугунки (коми – чугун), ухват (коми укват), кочерга (коми – коколюка).

Возле печи над входной дверью сооружали полати (коми - пӧлать), и здесь отдыхали, спали и хранили одежду, лук, сушеные грибы. Между печью и ближней стеной дома дверь в подполье (коми – гӧлбӧч). 

1.jpg

Наискосок от печи в углу возле окна (коми - ӧшинь) – «Красный угол» (коми – Ен ув пельӧс»), где висели иконы, фотографии близких. Красный угол держали в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами и атрибутами христианской веры.  Это самое почетное место в доме, здесь усаживали дорогого гостя, здесь беседовал отец с сыном.

2.jpg

В углу под иконами находился четырёхугольный обеденный стол (коми – пызан). На столе обычно стояла деревянная посуда – солонка в форме утки, туес (коми – туис), тарелки (коми – тасьтi) и т. д. Возле стола стоял стул (коми – улӧс) с высокой спинкой или лавка (коми – лабич).

Кровать (коми – вольпась) ставилась около печки, а возле неё на длинной палке, прикреплённой к потолку, качалась деревянная колыбель – люлька (коми – потан). В этой люльке лежал младенец, колыбель была закрыта занавеской от «нечистой силы». В люльку вложены острые предметы как оберег от сглаза.

2.1.jpg

Изба освещалась лучиной, поэтому светец (коми - пеша) и деревянное корытце с водой (коми - бипеш вор) были непременными атрибутами жилого помещения.

У боковой стены устраивалась залавка — самодельный деревянный шкаф. Такой шкаф был оборудован внутренними полками, дверками или задвижками. В залавке хранили посуду хлеб, остатки пищи. Верхнюю часть горизонтальной плоскости залавки использовали в качестве разделочной столешницы.

На полу – домотканые половики (джодж дӧра) - плетёные из разноцветных обрезков ткани на специальных ткацких станках узкие длинные коврики, они застлались в направлении от двери к передним окнам.

Везде почти в каждой избе, хозяева хотели украсить своё жилище. Поэтому украшали несложной резьбой всю деревянную мебель, вышитыми полотенцами, расписной посудой.

 А теперь выполни задания. Помоги Пере справиться с проделками Вöрсы.


zadania.jpg