5 апреля 2023
В русском языке 15% слов заимствованы из иностранных.
В современном русском языке темпы заимствований слов значительно ускорились в нашем столетии. Заимствования, конечно, были и раньше, но сейчас их количество сильно возросло. Это связано с появлением техники, интернета, всевозможных средств массовой коммуникации, сближением с окружающими странами, политическими, экономическими, общественными и культурными событиями.
Наверное, многие удивятся, когда узнают, что такие привычные слова, как «юбка», «кефир», «магазин», «халат» пришли к нам из арабских языков, «шоколад» пришло из далёкого ацтекского языка, а любимое слово фантастических фильмов «зомби» находит свои корни в языках банту.
Таким образом, язык является свидетельством беспрестанного, тесного общения людей всей планеты, «круговорот слов», проходящий по языкам разных уголков Земли, говорит о непрекращающемся обновлении словарного запаса каждого народа.
Однако не все разделяли любовь к заимствованиям. В начале XIX века даже появилось целое литературное общество, которое призывало бороться с «иностранщиной» и выступало за сохранения славянской лингвистики. Члены этого движения во главе с Гавриилом Романовичем Державиным предлагали заменить слова «калоши»», «лабиринт» и «индивидуальность» на «мокроступы», «блуждалище» и «яйность». Идея не нашла широкой поддержки, и иностранные слова уверенно продолжили вытеснять русские.
Об этом размышляли студенты Сыктывкарского автомеханического колледжа на интерактивной беседе «Карусель слов», которую проведи сотрудники отдела новых информационных технологий центральной городской библиотеки.
Познакомившись с историей происхождения ряда заимствованных слов, обсудив поправки, принятые Госдумой в «Закон о государственном языке Российской Федерации» и полистав ряд словарей иностранных заимствованных слов студенты приняли участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когла?». Игра была посвящена англицизмам применяемых в русской речи.
Правила игры практически не отличались от оригинальной версии игры: стол с вопросами, только электронный, минута на обсуждение вопроса и предложение своей версии ответа. За каждый верный ответ команда получала одно очко. После оглашения правильного ответа, ведущая вносила пояснения, раскрывая тем самым суть слова.
В каждом вопросе содержалось описание, интересный факт, задание с картинками или звуковой фрагмент.
Несмотря на то, что все команды вошли тройку игроков, победителем стала команда, набравшая наибольшее количество очков. Они – настоящие знатоки! Остальным ребятам мы посоветовали не отчаиваться – развивать эрудицию, чтобы в следующий раз обязательно достигнуть успеха!
Першина М.А, зав. отделом ЦГБ
Савосько М.Ю., зав. сектором ЦГБ