Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Центральная библиотечная система г. Сыктывкар

Откуда пошла коми письменность?

16 мая 2024

14 мая в детском саду № 60 компенсирующего вида состоялось мероприятие, посвященное Дню коми языка и письменности. Участниками события стали дошкольники из старших и подготовительных групп. Вначале мероприятия библиотекарь познакомила ребят с историей возникновения коми письменности. Ребята узнали о влиянии Стефана Пермского на коми культуру и распространении православия среди коми–зырян, а также неоценимом вкладе Стефана Пермского в создании первого коми алфавита – Анбура. 

1.jpg

Дети узнали, что Анбур сформировался более 650 лет назад благодаря комбинации греческого и славянского алфавитов, а также коми пасов – рӧдвуж пас (в пер. с коми – родовых, семейных знаков). Эти знаки являлись оберегами, а также украшали различные предметы быта и даже охотничьи дома. Коми пасы стали основой для орнаментов у коми–зырян. У каждого символа орнамента есть свой скрытый смысл, свое значение. Поэтому для ребят было предложено поиграть в игру «Угадай что задумано», где дошкольникам предстояло разгадать комбинацию орнаментов и составить предложения. Участники с легкостью справились с заданиями разгадав все символы. Затем библиотекарь рассказала детям о том, что влияние Стефана Пермского на коми культуру было настолько весомым и важным, что со временем он стал героем коми легенд и сказок. С одной из этих сказок «Кöрт Айка» дети познакомились во время занятия. 

7.jpg

Продолжилось мероприятие беседой о коми языке. Каждый народ имеет свой уникальный и неповторимый язык, который отражает его историю, традиции и культуру. Он позволяет нам узнать о наших предках, их жизни и обычаях, помогает нам лучше понимать себя и других людей. Родной язык – это гордость народа, его богатство, к которому нужно относится бережно и с уважением, чтобы сохранить его для будущих поколений. Вместе с ребятами библиотекарь порассуждала о том, что каждый из них может сделать для сохранения и распространения коми языка. Воспитанники предложили следующие ответы: учить коми стихи и песни, читать коми книги и журналы, любить коми язык и родную республику. А чтобы ребятам было легко и интересно изучать коми язык, историю и культуру коми народа, библиотекарь познакомила детей с красочным журналом «Би кинь». Он на коми языке, с увлекательными заданиями, рассказами и стихами коми писателей, сказками коми народа. 

Далее воспитанники послушали стихотворение Ольги Баженовой «Кысук» и попробовали ответить на вопрос, о ком идёт речь. Во время беседы библиотекарь также рассказала о необычных буквах коми алфавита Ö и i, об их применении и произношении, о монументе букве Ö, установленного в г. Сыктывкаре в 2011 году. В конце мероприятия ребята приняли участие в акции–вернисаже «ГИЖдвиж» от Национальной библиотеки им. С. Я. Маршака. Дети с удовольствием нарисовали букву Ö и украсили её всевозможными элементами, превратив в героев сказок. 

 Библиотекари Центральной городской детской библиотеки А. Л. Кибардина, С. В. Пантелеева


Возврат к списку